Применение

Вода (R718) с древних времен используется человечеством для охлаждения. Вода применяется как технологическая среда при дистилляции и сушке, как теплоноситель и теплоаккумулятор в системах охлаждения и отопления, как рабочая жидкость в цикле Ренкина. Вода — экологически безопасный хладагент с нулевыми ОРП и ПГП, нетоксичный, негорючий, невзрывоопасный, легкодоступный и крайне дешевый.

природные хладагенты, применение

Изображение с сайта lessar.com

Как хладагент вода применяется в компрессионных чиллерах (в частности, с пароструйными компрессорами), абсорбционных системах с бромистым литием или цеолитами в качестве абсорбента. С точки зрения экологичности и термодинамики вода — идеальный хладагент для сфер применения с температурой выше 0 °С. По сравнению с другими природными хладагентами R718 имеет более высокую скрытую теплоту парообразования, то есть при переходе из жидкого в газообразное состояние поглощает большое количество тепловой энергии.

Применение воды ограничено высокой скоростью замерзания при атмосферном давлении, а также высокой, по сравнению с другими хладагентами, способностью вступать в химические реакции со многими многих металлами, из-за чего необходимо уделять особое внимание выбору пригодных материалов.

Воздух (R729) — экологичный, недорогой, совершенно безопасный и нетоксичный хладагент. Воздушные холодильные системы использовались на рефрижераторных судах еще в начале XX столетия.

Воздушное охлаждение основано на обратном цикле Брайтона (Джоуля). При температурах, применяемых в типовых холодильных системах, используемый в качестве хладагента воздух не подвергается фазовому переходу (конденсации или испарению). Из-за низкого веса воздух имеет невысокий СОР.

По сравнению с парокомпрессионными установками установки с воздушным циклом могут обеспечить большую разность температур между горячей и холодной сторонами. В результате становится возможным охлаждение воздуха до температур, свойственных процессам, протекающим при практически криогенных условиях.

При работе за пределами проектных значений производительность систем с воздушным циклом снижается не столь сильно, как в паровых компрессионных установках. В холодильном цикле система с воздушным циклом может вырабатывать тепло.

В течение долгого времени системы с воздушным охлаждением использовались на самолетах, так как воздух отвечает множеству особых условий, связанных с данной областью применения: доступность сжатого воздуха и возможность поддува, небольшой вес хладагента, малый размер установок, абсолютная безопасность, нулевая токсичность.