Законодательные акты, регулирующие оборот фторсодержащих газов

Фторсодержащие газы: международный опыт регулирования

На сегодняшний день одной из самых серьёзных проблем, стоящих перед человечеством, является глобальное изменение климата из-за парниковых газов, попадающих в атмосферу в результате деятельности человека. За последние 40-50 лет антропогенное воздействие привело к увеличению средней температуры на планете на 0,6-0,7 °С. К 2020 г. температура на Земле может повыситься еще на 1,3-1,5 °С. Уровень океана за последние сто лет поднялся на 10-15 сантиметров. За этот же период отступили все зарегистрированные горные ледники.

Спектр последствий, к которым может привести глобальное потепление, весьма широк: от затопления прибрежных районов из-за повышения уровня Мирового океана, до голода из-за опустынивания плодородных земель и перераспределения осадков.

9 мая 1992 г. в Нью-Йорке в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН об охране глобального климата в интересах нынешнего и будущего поколений была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК).

В 1997 г. в дополнение к РКИК в городе Киото (Япония) был подписан Киотский протокол. Киотский протокол обязывал большинство промышленно-развитых стран мира к 2012 г. сократить свои объемы выбросов парниковых газов в среднем на 5,2 % от уровня 1990 г. (Следует отметить, что эта цель не была достигнута в полном объеме). В декабре 2012 г. совместным решением представителей почти 200 стран действие Киотского протокола было продлено до 2020 г.

Основным парниковым газом, попадающим в атмосферу в результате деятельности человека, является диоксид углерода, образующийся, например, в результате сжигания ископаемого топлива для получения тепловой и электрической энергии. Однако в последние десятилетия прошлого века существенно возрос вклад в процесс изменения климата, вносимый фторсодержащими газами, в частности — гидрофторуглеродами (ГФУ). ГФУ были предложены для замены озоноразрушающих хладагентов и вспенивателей — хлорфторуглеродов и гидрохлорфторуглеродов (ХФУ и ГХФУ) и в кратчайшее время получили широчайшее распространение. Но ГФУ, безопасные для стратосферного озона, по степени воздействия на климат, которая измеряется величиной, получившей название потенциал глобального потепления (ПГП), многократно — в сотни и тысячи раз — превосходят диоксид углерода.

Поэтому во многих странах на национальном уровне приняты нормативные документы, строго регламентирующие оборот фторсодержащих парниковых газов (в том числе — ГФУ) и предполагающие принятие конкретных мер по их постепенному выводу из обращения.

Законодательство ЕС

1 января 2015 г. вступил в силу Регламент (ЕС) № 517/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза о фторсодержащих парниковых газах, который заменил действовавший с 2007 г. Регламент (ЕС) № 842/2006. Вместе с ним продолжают действовать регламенты, подготовленные с учётом норм предыдущей версии документа (842/2006):

  • Регламент № 1493/2007 о введении отчетности производителей, импортеров и экспортеров некоторых фторсодержащих парниковых газов;
  • Регламент № 1494/2007 о маркировке продуктов и оборудования, содержащего некоторые фторсодержащие газ;
  • Регламент № 1516/2007, содержащий требования к проверке герметичности стационарного холодильного, теплонасосного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, использующего фторсодержащие газы;
  • Регламент № 303/2008, описывающий требования к сертификации компаний и специалистов, работающих со стационарным холодильным и климатическим оборудованием, использующим фторсодержащие газы.

Порядок мониторинга выбросов парниковых газов и требования к отчетности о таких выбросах устанавливаются Регламентом (ЕС) №525/2013.

Регламентом (ЕС) № 517/2014 предусмотрено, что к 2030 г. количество ГФУ, находящихся в европейском обороте, будет сокращено на 79% по сравнению со среднегодовым уровнем 2009-2012 гг., выраженном в тоннах CO2-эквивалента (масса хладагента в метрических тоннах, умноженная на величину его ПГП).

Максимальное количество ГФУ на рынке ЕС

ГодыКоличество ГФУ в процентах от среднегодового значения за период с 2009 по 2012 гг.*
2015100 %
2016–1793 %
2018–2063 %
2021–2345 %
2024–2631 %
2027–2924 %
203021 %

*за исключением ГФУ, предназначенных для использования в целях, предусмотренных п. 2 ст. 13 Регламента.

С 1 января 2020 г. будет запрещено применение фторсодержащих газов с (ПГП более ) 2 500 для технического обслуживания или текущего ремонта оборудования, содержащего парниковые газы в количестве не менее 40 т в эквиваленте CO2. Это не распространяется на военную технику и сверхнизкотемпературные системы, предназначенные для охлаждения до температур -50°С и ниже. До 1 января 2030 г. при наличии соответствующей маркировки для технического обслуживания или текущего ремонта можно будет использовать восстановленные фторсодержащие газы с ПГП не более 2500, а также рециклированные газы, предварительно извлеченные из этого оборудования.

График запрета на размещение на рынке изделий и оборудования (за исключением военной техники)

Изделия и оборудованиеДата начала действия запрета
Противопожарное оборудование,
содержащее ГФУ-23
01.01.2016
Бытовые холодильники и морозильники, содержащие ГФУ с ПГП более 15001.01.2015
Холодильники и морозильники для коммерческого использования (герметичные)содержащие ГФУ с ПГП более 250001.01.2020
содержащие ГФУ с ПГП более 15001.01.2022
Стационарное холодильное оборудование, в котором содержатся или используются ГФУ с ПГП более 2500, за исключением оборудования, предназначенного для охлаждения продуктов до температуры не выше -50 °С01.01.2020
Агрегатированные централизованные холодильные системы для коммерческого использования производительностью более 40 кВт, в которых содержатся или используются фторсодержащие парниковые газы с ПГП более 150, за исключением каскадных систем, в первичных холодильных контурах которых допускается использование фторсодержащих парниковых газов с ПГП не выше 150001.01.2022
Переносные устройства кондиционирования воздуха в помещении (герметичные устройства, перемещаемые по помещению конечным пользователем), в которых содержатся ГФУ с ПГП более 15001.01.2020
Однозональные установки кондиционирования воздуха, в которых содержится или используется не более 3 кг. фторсодержащих парниковых газов с ПГП более 75001.01.2025
Пеноматериалы, содержащие ГФУ с ПГП более 150, за исключением отвечающих государственным нормам безопасностиЭкструдированный полистирол01.01.2020
Другие пеноматериалы01.01.2023
Промышленные аэрозоли, в которых содержатся ГФУ с ПГП более 150, за исключением отвечающих государственным нормам безопасности или используемых в медицинских целях01.01.2018

Регламент и сопряженные с ним нормативные документы также содержат требования к маркировке оборудования и ёмкостей для хранения фторсодержащих газов, методам и периодичности проверок герметичности, ведению учета, обучению и сертификации персонала, занимающегося обслуживанием оборудования и сбором хладагента, других мер по предотвращению утечек фторсодержащих газов.

Маркировка

Цель маркировки, наносимой на шильдики оборудования и содержащейся в инструкциях по эксплуатации, руководствах по монтажу и в другой технической документации – уведомить установщиков и потребителей о том, что они имеют дело с фторсодержащими газами, оборот которых регулируется Регламентом (ЕС) № 517/2014. Маркировка содержит информацию о количестве хладагента в поставляемом оборудовании (сколько было изначально и сколько дозаправлено при монтаже), и призывает к внимательному изучению технической документации и инструкций по эксплуатации.

Проверки герметичности

Чтобы не допускать утечек веществ, опасных для озонового слоя атмосферы и климата планеты, введена обязательная проверка установленных систем на герметичность. Герметичной считается система, допускающая утечку не более 3 г в год. Периодичность проверки герметичности зависит от количества заправляемого хладагента. Количество хладагента указывается на специальном стикере, размещенном на корпусе холодильника/кондиционера. Рядом с устройствами, содержащими более 3 кг хладагента, должен находиться логбук – документ с информацией обо всех операциях, произведенных с этим оборудованием, и об идентификационных номерах обслуживавших технику специалистов.

Периодичность проверок герметичности оборудования, содержащего Ф-газы

Не менее 3 кгОдин раз в год
Менее 6 кг в герметичных системахПроверка не требуется
Не менее 30 кгОдин раз в полгода
Не менее 30 кг + система обнаружения утечекОдин раз в год
Не менее 300 кгОдин раз в квартал
Не менее 300 кг + система обнаружения утечекОдин раз в полгода
Все системы после устранения утечкиЧерез месяц после ремонта

Обучение и сертификация

Сертификация обязательна как для компаний (проводится каждые 2 года), так и для специалистов, получающих диплом один раз и на всю жизнь. Сертификат не требуется при проведении лишь самых простых работ (чистка блоков или замена фильтров). Для получения сертификата профильное образование не является обязательным – , достаточно сдать экзамен, продемонстрировав на нём минимально необходимый уровень подготовки для осуществления соответствующих работ. Перед экзаменом монтажники могут пройти обучение в специализированных центрах.

Программы сертификации и обучения должны включать изучение применяемых регламентов и технических стандартов, мер по предотвращению выбросов, методов сбора фторсодержащих парниковых газов, получение навыков безопасного обращение с оборудованием, знание технологий замены или сокращения использования фторсодержащих парниковых газов, а также безопасного обращения с ними. Кроме того, для поощрения применения альтернативных технологий (природных хладагентов), новый европейский регламент предписывает включать информацию о них в программу обучения.

При сдаче экзамена необходимо продемонстрировать теоретические знания, выполнить работы по пайке, показать навыки работы с различными хладагентами, умение обнаруживать и устранять их утечки.

Сертификацию компаний осуществляют негосударственные организации. На рынке имеются фирмы, которые помогают подготовиться к сертификации, но при этом те, кто готовит к сертификации и кто сертифицирует, – две принципиально разные структуры, которые никак и ни при каких условиях не могут быть связаны друг с другом из-за конфликта интересов.

Опыт других стран

США

В США в рамках раздела 612 Федерального закона о чистом воздухе (The Clean Air Act) действует программа SNAP, предполагающая замену представляющих угрозу для здоровья человека и окружающей среды веществ, использующихся, в частности, в качестве хладагентов, более безопасными альтернативами. Федеральный закон о чистом воздухе наделяет Агентство охраны окружающей среды (EPA), на которое возложена реализация программы SNAP, полномочиями по введению запретов на применение веществ, для которых существуют менее опасные для окружающей среды альтернативы.

На момент создания программы SNAP ГФУ рассматривались, как приемлемая замена озоноразрушающим веществам, однако на сегодняшний день, принимая во внимание парниковое воздействие фторсодержащих газов, EPA исключило их из списка допустимых альтернатив.

В директиве, выпущенной летом 2015 г., EPA объявило, что в 2016 г. ГФУ R404A и R507A будут исключены из списка программы SNAP. Однако позже сроки были скорректированы. Согласно новым заявлениям EPA, запрет на использование этих хладагентов в торговом холодильном оборудовании вступит в силу в январе 2017 г. Другие ГФУ в ближайшем будущем также будут запрещены.

С 14 ноября 1994 г., согласно разделу 608 Закона о чистом воздухе, в США введена обязательная аттестация техников, осуществляющих ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования, в котором используются ГХФУ.

Кроме того, действуют правила, регламентирующие учет хладагентов при их розничной продаже и применении для обслуживания холодильного и климатического оборудования.

EPA выступило с предложением распространить на ГФУ действие норм, касающихся ГХФУ.

Япония

В апреле 2015 г. в Японии принят закон «О рациональном использовании и надлежащем контроле фторуглеродов», регулирующий оборот хладагентов в течение всего жизненного цикла: от предотвращения утечек при заправке и использовании оборудования до сбора и утилизации по окончании срока эксплуатации. Кроме того, действую законы об утилизации бытовых приборов и автомобильной техники.

В настоящее время политика по сокращению парниковых выбросов, реализуемая Японской ассоциацией индустрии холода и кондиционирования (JRAIA), включает в себя три компонента:

  • Повышение энергоэффективности (сокращение выбросов CO2 в процессе производства тепловой и электрической энергии);
  • Снижение выбросов фторсодержащих газов (пропаганда сбора хладагентов, предотвращение утечек, уменьшение объема заправки оборудования);
  • Ускорение перехода на хладагенты с низким ПГП.

Регламент (ес) № 517/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза 16 апреля 2014 г. о фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента (ЕС) № 842/2006.

Регламент Европейской комиссии (ес) № 303/2008 от 02.04.2008 г. устанавливающий минимальные требования к сертификации компаний и персонала, занятых в секторе стационарного холодильного, теплонасосного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, содержащего фторсодержащие парниковые газы, и условия взаимного признания такой сертификации, в соответствии с Регламентом (ЕС) № 842/2006 Европейского парламента и Европейского Совета.

Регламент (ес) № 525/2013 Европейского парламента и Совета Европейского союза 21 мая 2013 г. о порядке мониторинга выбросов парниковых газов, предоставления отчетности о таких выбросах и других сведений об изменении климата на уровне Стран-участниц и ЕС, отменяющий Решение № 280/2004/ЕС.

Регламент Европейской комиссии (ес) № 1493/2007 17 декабря 2007 г. о введении отчетности производителей, импортеров и экспортеров некоторых фторсодержащих парниковых газов во исполнение Регламента (ЕС) № 842/2006 Европейского парламента и Европейского Совета.

Регламент Европейской комиссии (ес) № 1494/2007 17 декабря 2007 г. об определении формы маркировки и дополнительных требований к маркировке изделий и оборудования, содержащего некоторые фторсодержащие газы, во исполнение Регламента (ЕС) № 842/2006 Европейского парламента и Совета Европейского союза.

Регламент (ЕС) № 1516/2007 19 декабря 2007 г. об определении единых требований к проверке герметичности стационарного холодильного, теплонасосного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, содержащего фторсодержащие газы, во исполнение Регламента (ЕС) № 842/2006.