Перспективы развития нормативного правового регулирования обращения ОРВ в Российской Федерации

При подготовке предложений по подготовке новых и корректировке действующих нормативных правовых документов в сфере охраны озонового слоя целесообразно предусмотреть возможность установления:

  • запрета на ведение любых операций с ОРВ для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных в электронной системе учета обращения ОРВ;
  • мер административного воздействия на хозяйствующих субъектов, нарушающих процедуры учета обращения ОРВ в Российской Федерации (проведение операций с ОРВ без отражения в электронной системе учета ОРВ и т.д.);
  • обязательной сертификации персонала, работающего с ОРВ, с внесением в электронную систему учета обращения ОРВ перечня сертифицированных специалистов, номера сертификата и наименования уполномоченной сертифицирующей организации, выдавшей данный документ;
  • обязательной сертификации хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство, монтаж и обслуживание холодильной и климатической техники;
  • системы многоуровневого контроля за соблюдением участниками рынка отчетности в рамках электронной системы учета обращения ОРВ в Российской Федерации.

Параллельно с принятием нового нормативного правового документа целесообразно осуществить комплекс мероприятий по информированию участников рынка о работе электронной системы учета обращения ОРВ в Российской Федерации.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов», предотвращения нелегального оборота ОРВ и утечек ОРВ в атмосферу, а также с учетом вероятного принятия Сторонами Монреальского протокола новой поправки к Монреальскому протоколу, касающейся регулирования на международном уровне производства и потребления гидрофторуглеродов (ГФУ) целесообразно инициировать введение требований в отношении ОРВ и ГФУ, аналогичных требованиям Регламента Европейской комиссии (ЕС) № 517/2014 Европейского парламента и Европейского совета от 16.04.2014 «О фторсодержащих парниковых газах и аннулировании Регламента Европейской комиссии (ЕС) № 842/2006», предусматривающего:

  • предотвращение выбросов ОРВ и ГФУ;
  • проверку оборудования на отсутствие утечек ОРВ и ГФУ (если их содержание в оборудовании превышает 3 кг);
  • создание систем обнаружения утечек ОРВ и ГФУ;
  • учет ОРВ и ГФУ операторами оборудования на бумажных и/или электронных носителях (если содержание ОРВ и ГФУ в оборудовании превышает 3 кг);
  • сокращение выбросов ОРВ и ГФУ, связанных с производством;
  • сбор ОРВ и ГФУ операторами стационарного оборудования и холодильных установок автомобилей-рефрижераторов и прицепов-рефрижераторов, в которых данные вещества содержатся не в форме пеноматериалов;
  • разработку схем ответственности производителей ОРВ и ГФУ и оборудования и материалов с использованием ОРВ и ГФУ;
  • обучение и сертификацию физических лиц, осуществляющих следующие виды работ:

    • – установка, техническое обслуживание, текущий ремонт, ремонтно-восстановительные работы или снятие с эксплуатации оборудования с использованием ОРВ и ГФУ;
    • – проверка герметичности холодильного и климатического оборудования с использованием ОРВ и ГФУ;
    • – сбор ОРВ и ГФУ.
  • размещение на рынке и использование ОРВ и ГФУ в соответствии с их ОРС и ПГП;
  • маркировку изделий и оборудования с информацией о содержании ОРВ и ГФУ;
  • контроль за использованием ОРВ и ГФУ;
  • учет оборудования, предварительно заправленного ОРВ и ГФУ;
  • сокращение количества ГФУ, размещаемых на рынке;
  • выделение квот на размещение ГФУ на рынке;
  • введение реестра на размещение ГФУ на рынке;
  • ведение отчетности о производстве, импорте, экспорте, использовании в качестве сырья и уничтожении ОРВ и ГФУ на рынке;
  • ввоз всех видов хладонов через уполномоченные пункты пропуска;
  • запрет одноразовой тары для транспортировки и хранения всех видов хладонов.