Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

Основные положения

Основные положения Монреальского протокола содержатся в следующих его статьях:

Статья 2. Меры регулирования

Установлен график поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.

Статья 4. Контроль торговли ОРВ

Установленные меры предназначены как для того, чтобы поощрять страны присоединяться к Монреальскому протоколу, так и предотвращать передачу в обход мер регулирования произведенных ОРВ странам, не являющимся Сторонами Монреальского протокола.

Статья 5. Специальный статус развивающихся стран

Одной из характерных особенностей Монреальского протокола является предусмотренный в нем особый режим в отношении развивающихся стран. В соответствии с этой Статьей развивающиеся страны с уровнем потребления ОРВ ниже установленного предела (страны, действующие в рамках Статьи 5) имеют право отсрочить на 10 лет соблюдение мер регулирования, предусмотренных в Статье 2, «для удовлетворения своих основных внутренних потребностей».

Статья 6

В соответствии с этой Статьей не реже одного раза в 4 года проводится пересмотр мер регулирования на основе обзора и оценки самой последней информации о научных, экологических, технических и экономических аспектах разрушения озонового слоя. В частности, именно подобные научные оценки послужили основой для принятия Сторонами поправок и корректировок к Монреальскому протоколу.

Статья 7

Статья предусматривает ежегодное представление в Секретариат по озону статистических данных о производстве, импорте и экспорте каждого из регулируемых веществ. На основе этих данных формулируются соответствующие меры по регулированию ОРВ, разрабатываются стратегии поэтапного сокращения производства и применения их, а также обеспечивается необходимая и финансовая помощь для выполнения Монреальского протокола.

Статья 8. Несоблюдение

В соответствии с этой Статьей принята процедура, касающаяся несоблюдения Монреальского протокола. Эта процедура предусматривает принятие мер в отношении Сторон, которые не соблюдают его положения, включая требования о представлении данных, мер регулирования и положения, касающиеся торговли. Комитет по выполнению, созданный в соответствии с этой процедурой, рассматривает обстоятельства случаев возможного несоблюдения. О случаях несоблюдения Монреальского протокола Комитет представляет информацию на совещаниях Сторон и рекомендует принятие соответствующих мер, таких как:

  • оказание технической или финансовой помощи;
  • вынесение предупреждений;
  • приостановление статуса Стороны Монреальского протокола.

Статья 10. Финансовые механизмы

Эта статья посвящена передаче технологий и требует от Сторон принятия всех возможных мер для обеспечения передачи развивающимся странам наилучших из имеющихся в наличии экологически безопасных заменителей и связанных с ними технологий на справедливых и наиболее благоприятных условиях. Статьей учрежден механизм финансирования для содействия передаче заменителей и связанных с ними технологий. Этот механизм включает Многосторонний фонд Монреальского протокола (далее – МФМП), а также другие формы многостороннего, регионального и двустороннего сотрудничества. Из средств МФМП покрываются «согласованные дополнительные расходы», которые несут развивающиеся страны, действующие в рамках пункта 1 Статьи 5, по соблюдению мер регулирования, предусмотренных Монреальским протоколом.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997–2006 гг.) отметил, что «возможно, единственным очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол».

Российская Федерация в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза с 31 декабря 1991 г. является Стороной Монреальского протокола. По состоянию на 15 июля 2015 г. Сторонами Монреальского протокола являются 198 стран.

Поправки и корректировки к Монреальскому протоколу

К Монреальскому протоколу были приняты поправки и корректировки, которые расширили перечень контролируемых веществ, сроки прекращения их производства и потребления, а также меры по ограничению экспортно-импортных операций и т. д. В соответствии с процедурами, принятыми в рамках Монреальского протокола, поправки к нему (в отличие от корректировок) вступают в силу для каждой страны лишь после ратификации (принятия) в установленном порядке.

Лондонская поправка к Монреальскому протоколу, 1990 г.

Поправка к Монреальскому протоколу, Лондон, 27–29 июня 1990 г., принятая на II Совещании Сторон Протокола, включила контроль над 10 другими полностью галоидированными ХФУ, четыреххлористым углеродом (ЧХУ) и метилхлороформом (МХФ). Кроме того, она включила усиленные положения по переходу на озонобезопасные технологии и финансовый механизм для выполнения положений Монреальского протокола развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Лондонская поправка к Монреальскому протоколу вступила в силу 8 октября 1992 г.

Российская Федерация в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза с 13 января 1992 г. является Стороной Лондонской поправки к Монреальскому протоколу. По состоянию на 15 июля 2015 г. Сторонами Лондонской поправки к Монреальскому протоколу являются 197 стран.

Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу, 1992 г.

На IV Совещании Сторон Протокола (1992 г.) была принята Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу. В ней были определены меры регулирования дополнительного списка гидрохлорфторуглеродов (в коммерческом использовании находится 5–10 из них, в Российской Федерации – 4) и гидробромфторуглероды (большинство из них коммерческого применения не имеют), а также бромистый метил. Следует отметить, что использование последнего для карантинной обработки и обработки перед транспортировкой не регулируется Копенгагенской поправкой.

Кроме того, Поправкой вводятся сроки исключения для ГХФУ: 2030 г. – для Сторон Статьи 2 (развитые страны) и 2040 г. – для Сторон Статьи 5 (развивающиеся страны). ГБФУ должны быть исключены из оборота в 1996 г. всеми Сторонами. Потребление бромистого метила замораживается на уровне 1995 г. для Сторон Статьи 2 и для Сторон Статьи 5 на уровне 2002 г.

Копенгагенская поправка к Монреальскому протоколу вступила в силу 14 июня 1994 г.

Российская Федерация является Стороной Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г. По состоянию на 15 июля 2015 г. Сторонами Копенгагенской поправки к Монреальскому протоколу являются 197 стран.

Монреальская поправка к Монреальскому протоколу, 1997 г.

Принятая на IX Cовещании Сторон Монреальского протокола Монреальская поправка включает требования по установлению системы лицензирования импорта и экспорта ОРВ. Цель создания подобной системы – ограничения импорта ОРВ для выполнения обязательств в рамках Монреальского протокола. Поправкой также введен торговый запрет на импорт и экспорт бромистого метила (метилбромида), применяемого в качестве фумиганта, странам, не являющимся Сторонами Копенгагенской поправки с 10 ноября 2000 г.

Монреальская поправка к Монреальскому протоколу вступила в силу 10 ноября 1999 г.

Российская Федерация является Стороной Монреальской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г. По состоянию на 15 июля 2015 г. Сторонами Монреальской поправки к Монреальскому протоколу являются 197 стран.

Пекинская поправка к Монреальскому протоколу, 1999 г.

Пекинская поправка к Монреальскому протоколу была принята на XI Cовещании Сторон Монреальского протокола и включает контроль над производством ГХФУ. Производство ГХФУ замораживается на уровне 1 января 2004 г. в развитых странах и на уровне 1 января 2016 г. в развивающихся странах. Кроме того, в перечень регулируемых веществ было включено новое контролируемое вещество – бромхлорметан. Срок его исключения из оборота – 1 января 2002 г. для всех Сторон Монреальского протокола.

Пекинская поправка к Монреальскому протоколу вступила в силу 25 февраля 2002 г.

Российская Федерация является Стороной Пекинской поправки к Монреальскому протоколу с 14 декабря 2005 г. По состоянию на 15 июля 2015 г. Сторонами Пекинской поправки к Монреальскому протоколу являются 196 стран.

Проект поправки к Монреальскому протоколу, предложенный Канадой, Мексикой и США («Североамериканская» поправка)

В ходе совместного IX Cовещания Конференции Сторон Венской конвенции об охране озонового слоя и XXIII Совещания Сторон Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, состоявшегося на Бали в ноябре 2011 г., были заслушаны доклады Группы по оценке экологических последствий и Группы по научной оценке.

Основные итоги проделанной работы были изложены в сводном докладе, в рамках которого было засвидетельствовано, что вопросы состояния озонового слоя и климатических изменений взаимосвязаны, в связи с чем было признано целесообразным рассматривать совместно проблемы охраны озонового слоя и климата при принятии решений относительно механизмов контроля антропогенных химических выбросов. Была отмечена имеющаяся в настоящее время неопределенность в оценке величины последствий взаимодействия климата и стратосферного озона для здоровья человека, биоразнообразия, функционирования экосистем и количественных характеристик их обратной связи. Также было высказано мнение о возможности реального ускорения как с технической, так и экономической точек зрения поэтапного вывода из обращения озоноразрушающих веществ, являющихся парниковыми газами (ПГ), и сокращения использования гидрофторуглеродов (ГФУ), являющихся альтернативой большинству видов применения ГХФУ, но обладающих значительным потенциалом глобального потепления (ПГП). В отношении ГФУ в сводном докладе были изложены выводы о том, что для этих веществ, обладающих, по существу, нулевой ОРС и высоким ПГП, в настоящее время появляются доступные альтернативы с низким ПГП. При сохранении текущих тенденций в применении ГФУ выбросы этих веществ к 2050 г. оцениваются в 20 % от выбросов всех ПГ, взвешенных по ПГП.

Основная идея этой поправки заключается в введении мер регулирования (производство, импорт и экспорт) в отношении ГФУ. С этой целью было предложено добавить в группу I Приложения С Монреальского протокола 100-летний ПГП для ряда ГХФУ, а также добавить новое Приложение F, включающее ГФУ.

Следует отметить, что предложенная поправка уважает принцип общей, но дифференцированной ответственности, поскольку предполагает разные сроки для поэтапного отказа от ГФУ для Сторон, действующих в рамках пункта 1 Статьи 5 (развивающиеся страны), и для Сторон, не действующих в его рамках (развитые страны). Монреальский протокол является одним из первых многосторонних природоохранных соглашений, обеспечивших на практике реализацию этого принципа, в частности, в том, что касается создания МФМП и выполнения в международном масштабе графиков поэтапного прекращения производства и потребления ОРВ.

Предварительный анализ этой поправки показал принципиальную приемлемость для Российской Федерации предусмотренных ею международных обязательств по поэтапному сокращению производства и потребления ГФУ.

Следует отметить, что во время встречи Президента США Барака Обамы и Председателя КНР Си Цзиньпина, состоявшейся 8 июня 2013 г., была достигнута договоренность о сокращении производства и потребления ГФУ в рамках предложений, сформулированных в проекте «североамериканской» поправки к Монреальскому протоколу. Аналогичные договоренности были позднее достигнуты с руководством Индии, в связи с чем вероятность принятия этой поправки в ближайшее время возрастает.

Ключевые элементы проекта Североамериканской поправки

  • Включение 19 ГФУ в новое Приложение F к Монреальскому протоколу;
  • Признание того, что на сегодняшний день альтернатив всем видам применения ГФУ может не существовать, и предложение в силу этого осуществлять поэтапное сокращение до стабильного уровня вместо полного отказа;
  • Предложение отдельных положений для поэтапного сокращения производства и потребления странами, не действующими в рамках Статьи 5 Монеральского протокола (развитые страны), и странами, действующими в рамках Статьи 5 Монреальского протокола (развивающиеся страны), на основе взвешенного показателя потенциала глобального потепления (ПГП);
  • Базовый уровень для стран, действующих в рамках Статьи 5 Монреальского протокола, рассчитывается на основе 100 % усредненных значений потребления и производства ГФУ и 40 % усредненных значений потребления и производства ГХФУ за 2011 2012 гг.;
  • Базовый уровень для стран, не действующих в рамках Статьи 5 Монреальского протокола, рассчитывается на основе 100 % усредненных значений потребления и производства ГФУ и 85 % усредненных значений потребления и производства ГХФУ за 2008-2010 гг.;
  • Использование взвешенных показателей на основе ПГП в отличие от обычного для Монреальского протокола использования взвешенных показателей на основе ОРС;
  • Включение положений, ограничивающих выбросы побочных продуктов ГФУ-23;
  • Введение обязательного лицензирования импорта и экспорта ГФУ, а также запрещение импорта и экспорта в страны, не являющиеся Сторонами поправки;
  • Требование отчетности о производстве, потреблении и выбросах побочных продуктов ГФУ;
  • Возможность получения из МФМП финансирования для поэтапного сокращения производства и потребления ГФУ, а также сокращения выбросов побочных продуктов ГФУ-23.
  • Предложены следующие графики поэтапного сокращения производства и потребления ГФУ:
Потенциальные этапы для стран, не действующих в рамках Статьи 5Потенциальные этапы для стран, действующих в рамках Статьи 5
2018 г.90%2020 г.100%
2023 г.65%2025 г.70%
2029 г.30%2031 г.40%
2035 г.15%2045 г.15%

В случае принятия Сторонами Монреальского протокола «Североамериканской» поправки с введением нового Приложения F, включающего в перечень регулируемых веществ ГФУ, предполагается, что в Российской Федерации будут приняты следующие меры:

  • Введение запрета на обращение хладонов всех типов в одноразовой таре (ориентировочно в 2017–2018 гг.).
  • Осуществление поставок хладонов всех типов только через пункты пропуска, включенные в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 № 687 «Об определении пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ» (ориентировочно с 2017–2018 гг.).
  • Введение системы лицензирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации ГФУ и содержащей их продукции по аналогии с системой, действующей для ОРВ (постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.1995 № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»).
  • Введение системы регулирования фторсодержащих парниковых газов, аналогичной действующей на территории Европейского союза (утверждена Регламентом Европейского парламента и Совета Европейского союза № 517/2014 «О фторсодержащих парниковых газах»).
  • Введение запрета или ограничений на ввоз или вывоз ГФУ и продукции, содержащей ГФУ, государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами по аналогии с уже действующими в отношении ОРВ (ориентировочно с 2018–2019 гг.).

Монреальская корректировка к Монреальскому протоколу

Монреальская корректировка к МП была принята на XIX Совещании Сторон Монральского протокола (Решение XIX/6).

Стороны этим решением решили ускорить процесс поэтапного прекращения производства и потребления ГХФУ посредством внесения изложенной в приложении III к докладу XIX Совещания Сторон корректировки в соответствии с п. 9 Статьи 2 Монреальского протокола на основе следующих положений:

  1. Для Сторон, действующих в рамках п. 1 Статьи 5 Монреальского протокола, выбрать в качестве базового уровня установленные на 2009 и 2010 гг. средние уровни потребления и производства, соответственно, и заморозить на базовом уровне потребление и производство в 2013 г.;
  2. Для Сторон, действующих в рамках Статьи 2 Монреальского протокола, завершить ускоренный процесс поэтапного прекращения производства и потребления в 2020 г., исходя из следующих этапов сокращения:

    1. к 2010 г. – 75 %;
    2. к 2015 г. – 90 %;
    3. предусматривая при этом 0,5 % для обслуживания оборудования в 2020 2030 гг;
  3. Для Сторон, действующих в рамках Статьи 5 Монреальского протокола, завершить ускоренный процесс поэтапного прекращения производства и потребления в 2030 г., исходя из следующих этапов сокращения:

    1. к 2015 г. – 10 %;
    2. к 2020 году – 35 %;
    3. к 2025 году – 67,5 %;
    4. предусматривая ежегодно в среднем 2,5 % для обслуживания оборудования в 2030 2040 гг.;
  4. Настоятельно рекомендовать Сторонам способствовать отбору альтернатив ГХФУ, которые позволяют свести к минимуму воздействие на окружающую среду, в частности на климат, а также отвечают другим требованиям, касающимся охраны здоровья, обеспечения безопасности и учета экономических соображений;
  5. Постановить проанализировать возможност и или необходимость предоставления исключений в отношении основных видов применения – не позднее 2015 г. в том, что касается Сторон, действующих в рамках Статьи 2 Монреальского протокола, и не позднее 2020 г. в тех случаях, когда речь идет о Сторонах, действующих в рамках Статьи 5 Монреальского протокола;
  6. Постановить рассмотреть в 2015 г. вопрос о необходимости предусмотреть 0,5 % для обслуживания оборудования и проанализировать в 2025 г. вопрос о необходимости предусмотреть среднегодовой объем в 2,5 % для обслуживания оборудования в Сторонах, действующих в рамках Статьи 2 и Статьи 5 Монреальского протокола, соответственно.